Алексей Мякишев «Кадр без человека мне не интересен»
На днях в Музее Москвы открылась выставка работ российских фотографов «С чего начинается Родина?». Отдельным стендом представлены карельские фотографии Алексея Мякишева, который известен своими оптимистичными фото из русской глубинки. По замыслу организаторов, в масштабной экспозиции идет рассказ о 39 совершенно разных героях, которые проживают на территории нашей необъятной страны: от Калининграда до Курильских островов, от Махачкалы и Кызыла до Мурманска и Тикси. Наш собеседник, фотограф Алексей Мякишев представил на выставке историю сельского священника, отца Аркадия, который служит в храме Рождества Пресвятой Богородицы маленького поселка Колодозеро Республики Карелия.
Персонажей фотографии Алексея Мякишева, в какой бы точке России он их не находил, отличает простота и самобытность. Эти лица и характеры мы встречаем на улице, в электричке или на рынке. Они знакомы каждому, и потому понятны и близки. Любовь, тепло, душевная радость — фотографии будто пронизаны живым светом, который просвечивает сквозь снимок и согревает зрителя. По всей видимости, за это «мякишевскую» фотографию так любят и ценят соотечественники и зарубежные коллеги. В интервью «Искусство Коломны» фотограф рассказал о своей первой книге, любимой бабушке и фотографии.
В марте этого года фотограф выпустил первую персональную книгу «Вятка». На первой странице посвящение бабушке Фаине Мякишевой... «Да, моя любимая бабушка подтолкнула меня к тому, чтобы я начал заниматься фотографией. Она все для этого делала. Я ей говорю: «бабушка, мне нужен фотоаппарат». «Хорошо!» Через какое-то время (понятно, что жили небогато. У нее пенсия, у деда пенсия. Мне 14 лет было) она скопила эти 200 рублей по тем советским временам и выделила мне на фотоаппарат. Я тогда купил Зенит-11. Причем когда зашли в ЦУМ, я смотрю, там еще один объектив лежит. И я его тоже купил! Бабушка потом очень сильно ругалась, что я потратил все деньги. Она рассчитывала, что я принесу сдачу. Но тем не менее! Она была совершенно искренний человек, воспитывала меня и очень любила. Всю жизнь бабушка прожила в Вятке и логично и естественно было посвятить эту книгу ей», - рассказывал Алексей.
Тогда в 7-м классе еще совсем юный Мякишев настолько увлекся фотографией, что бросил футбол и все дни напролет пропадал в фотокружке. Первый учитель подростка Владимир Александрович Лимонов сразу приметил увлеченного юношу и всячески поощрял его тягу к фотографии. В то время небольшой фотокружок, как рассказывает Мякишев, перерос в серьезную по местным меркам фотостудию, которая гремела на весь город. Каждый месяц в Дворце пионеров молодые кировские дарования устраивали фотовыставку. Когда в конце 80-х годов Алексей окончил школу и собрался поступать в университет на фотокорреспондента, оказалось, что ничего подходящего в перечне профессиональных специальностей нет. Сохранив мечту о фотографии, ушел служить в армию. «Когда я служил, мне уже тогда хотелось стать фотографом, потому что в армии я снимал сослуживцев, печатал им фотографии. (у нас там был старенький Фэд). Когда вернулся домой, друг подсказал пойти устроиться в новую демократическую газету. Я пришел к редактору, показал снимки, он меня взял на испытательный срок, а затем и на совсем. У них уже был один фотограф в штате, то есть новый им не требовался. Но видимо у меня было такое большое желание работать, именно фотографом, фотокорреспондентом, что главный редактор это почувствовал и решил «этот парень будет для нас работать».
Как вспоминает сейчас Алексей Мякишев большое влияние на формирование его взглядов тогда оказала общественная среда. Настоящим фотографом он стал именно благодаря ней. Коллеги журналисты и фотокорреспонденты из других печатных изданий, местные поэты и музыканты — все понемногу принимали участие в становлении будущего певца русской провинции. «Это было такое ельцинское время, когда дух свободы везде летал. Потому что был Советский союз, ничего не было разрешено, а тут «ба-бах»! И все разрешено, то есть, делай, что хочешь. И в творчестве, и в искусстве тогда в нашем городе это чувствовалось. Вот этот дух такого творчества и среди художников, поэтов. Кстати, у нас много замечательных в Вятке поэтов и художников. И в этой среде мы все варились и эта среда помогала меня питать».
В то время, в отсутствии развитого интернета молодой фотограф Алексей Мякишев жадно глотал любое новое знание: посещал библиотеку, увлекался работами импрессионистов, часами рассматривал альбомы по искусству и задавал себе все больше вопросов, не находя на них ответов. Именно в такой непростой период Алексей встречает в Вятке куратора из Германии Ганса Путниса , который помог ему выбрать собственный путь в фотографии. «Было очень интересно наблюдать за тем, как он смотрит фотографии. Я ему показывал свои отпечатки, он очень внимательно их изучал, всегда что-то говорил. И это было такой подпиткой, потому что человек приехал из какого-то другого мира. Тогда у меня было такое состояние, когда я не знал, куда двигаться. Снимал на монокль, все хотел уйти от документальной реальности и погрузиться в художественные образы. И Ганс мне сказал: «Алексей, снимай свой город. Вот посмотри, есть альбом Брессона. Такой замечательный французский фотограф, который снимал всю жизнь Париж. Ты должен снимать Вятку». Я посмотрел и вдохновился, но понимал, что фотографии Брессона наполнены другой составляющей. Правда, сама идея, что ты должен жить в этом месте и пополнять свой багаж какими-то фотографиями, которые я делаю не только для газет, очень здорово меня вдохновила. И в 95-м году я начал активно снимать город и по области много ездил».
Первые удачные снимки Вятки принесли Алексею и первое признание профессионального сообщества. Он вошел в Союз фотографов, получил стипендию Министерства культуры России, стал призером «Интерфото». Правда, вместе с триумфом столичные конкурсы привнесли в жизнь вятской творческой среды и неизбежные изменения. «99-й год был переломный, потому что многие ребята, Сережа Михеев, Паша Смертин, после Интерфото познакомились с главными редакторами столичных газет и затем вдруг стали работать в Коммерсанте. А я остался работать в Вятском наблюдателе и меня это как-то жутко угнетало. Я понял, что вятский период моей жизни подошел к концу, потому что среда ушла, общение среди коллег ушло. И что-то изменилось. И я понял, что нужно что-то менять. В 99-м году я также уехал в Москву, и тоже начал работать в Коммерсанте. Очень смешно, три вятских фотографа работали в Коммерсанте. Нас называли вятская мафия».
Большая и шумная Москва, так не похожая на мирную знакомую Вятку внесла в жизнь фотографа свои коррективы — на первый план вышла необходимость заработка, а фотографии для души остались на потом. Но Алексей не унывал и продолжал интенсивно работать. После Коммерсанта, был Русский Newsweek и другие издания. Сотрудничая с ними, Мякишев по сути объездил всю Россию. Побывал на Кавказе и Северном Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. «И в какой-то момент мне захотелось просто «перешерстить» весь свой вятский архив. Потому что я почувствовал: «ага, картинки-то отлежались!». Это как вино, набрало свой вкус. То есть прошло 10 лет и я вернулся к этому своему вятскому архиву. И выбрал те кадры, которые на мой взгляд, оказались бриллиантами, которые я раньше не замечал. Они лежали в этом архиве, я их не видел. И вдруг они проявились. Наверное, потому что к этому времени я начал понимать какие-то вещи, варился в московской среде, был знаком с разными удивительными фотографами. Георгий Колосов и Владимир Семин, Щеколдин - много фотографов, которые для меня были раньше закрыты, а теперь я с ними общался».
Вот так, разбирая архив, Алексей вернулся к родному городу в своем творчестве. «Когда выбирал фотографии, я понял, что снимал не только как для газеты, но интуитивно я снимал и для себя. То есть мое ощущение, что мной двигала в тот момент вот эта среда. И когда я выбрал уже 200 кадров, понял, что это такая полноценная история, готовый проект. Прошло еще не мало времени, чтобы я смог сделать выжимку из 100 кадров, которую уже можно было как-то выстраивать.
В основе первого авторского альбома фотографий Алексея Мякишева — 20 лет съемок в родном городе и 3 года подготовки книги. Полиграфический первенец появился на свет весом в 60 документальных снимков и форматом 15 на 21 сантиметр, с именем «Вятка». «Формат мне подсказал маленький альбомчик Moleskine, который всегда с собой, который удобно в сумочку бросить. Я раньше носил с собой такой альбомчик и вклеивал туда фотографии. То есть он мне подсказал, что это должна быть мобильно-удобная для просмотра книжка. Тогда ее хочется купить, посмотреть, взять с собой. Но! При этом должно быть очень мощное, хорошее содержание «внутренности». Должно быть такое высказывание, чтобы — пусть в маленьком формате, но работало на твое восприятие. То, о чем я хотел рассказать в этой истории».
Все затронутые пласты, все смыслы, образы, чувства и переживания, которые Алексей Мякишев так тщательно и аккуратно укладывает в свою фотографию, он представляет исключительно в классической аналоговой черно-белой технике. Говорит, что настоящая фотография должна быть только такой, без лишних цветовых образов и ненужных дополнений. «Цвет пусть останется для художественной живописи, а фотография — это графика жизни. Любой сюжет в фотографии равносилен мгновению, которое больше не повторится. Поймать момент, запечатлеть настоящую жизнь — какая живопись на это способна? Нет, только фотография. В каждом лице — маленькая история. За это я и люблю фотографию».
Другой отличительно чертой фотографий Мякишева является отсутствие названий снимков. «Это принципиально. В том плане, что визуальный язык, образы часто о большем говорят, чем подписи к фотографиям. Мне хочется, чтобы сам зритель домысливал сюжет. На мой взгляд, удачная фотография, когда соблюден баланс: вроде есть сюжет и есть загадка. И подпись в таком случае не нужна».
Последние годы Алексей часто выступает перед студентами, ведет мастер-классы, рассказывает о своих фотографиях на выставках. «Первое, что я хочу передать, это любовь к фотографии, чтобы студенты полностью отдавались этому делу. Мне хочется, чтобы люди, которые серьезно занимались фотографией, чтобы этот инструмент, камера, был не только фиксатором каких-то жизненных событий, но и участником каких-то историй, которые их лично трогали. Чтобы человек мог понять мир через камеру. И увидеть какие-то сюжеты, которые неподвластны другим».
Герои Мякишева подобно героям Шукшина знакомы каждому, как в городе, так и в деревне. Они бесхитростны и откровенны. Удивительно только, как фотографу удается сохранить эту неподдельную искренность своих персонажей, когда на них смотрит объектив фотокамеры. «Мне нравится, когда люди открытые. Я часто бываю в провинции (сейчас езжу на Север, Архангельская, Костромская, Вологодская область), там люди по-другому живут. Ты приезжаешь в какую-нибудь глухую деревню и там ничего не происходит. Там нет ничего. Но при этом все равно там живут люди. И приходится, конечно, общаться с людьми, чтобы сделать какие-то сюжеты. Потому что просто там не получится. Кадр без человека мне уже не интересен. То есть, мне всегда интересен человек, я свой взгляд обращаю на человека. Для меня интересен человек, его взаимоотношения с другими людьми или окружающим миром».
Выставка «С чего начинается Родина?» в Музее Москвы включает работы 36 фотографов, которые при помощи языка фотографии старались ответить на вопрос, поставленный в названии. В экспозиции представлены снимки, сделанные на на всей необъятной территории нашей страны - от Калининграда до Курильских островов, от Махачкалы и Кызыла до Мурманска и Тикси. Выставка продлится до 8 июня по адресу: город Москва, Зубовский бульвар, д.2. Подробнее: www.mosmuseum.ru
Справка
Фотограф Алексей Мякишев родился в 1971 году в городе Киров. Сейчас живет и работает в Москве. Более 20 лет работает профессиональным фотографом. Победитель конкурса Best of Russia в 2012 году, дважды стипендиат Министерства культуры России, призер конкурса «Интерфото» и многих других. Отпечатки ручной работы Мякишева хранятся в частных коллекциях Франции, Германии, Испании и других стран. Фотографии Алексея Мякишева принимали участие в десятках выставок в России и зарубежом. Подробнее о фотографе и книге «Вятка».