“АЛМАЗНАЯ ФОТОТЕКА НИКОЛАЯ РАХМАНОВА ”

“АЛМАЗНАЯ ФОТОТЕКА НИКОЛАЯ РАХМАНОВА ”

c  6-02-2014  по  23-04-2014 Новый выставочный проект столичного  масштаба.

Открытие выставки 6 февраля 2014 года  в 13-00

102,3 FM

Николай Рахманов родился в 1932 году в Москве в семье театрального композитора и дирижера. Работал фотокорреспондентом Фотохроники ТАСС, газеты «Неделя» – воскресного приложения к газете «Известия», журналов «РТ-программа» и «Журналист». Последние 30 лет – свободный художник. Выпускает тематические фотоальбомы и книги. Лауреат премий «Золотой Глаз России» Международной гильдии профессиональных фотографов СМИ России. Награжден Почётным Знаком Союза журналистов РФ «Достоинство и профессионализм» и Австрийским рыцарским орденом замка Lokhen Hause. Фотоальбом «Москва» издательства «Планета» получает «Гран-при» и Золотую медаль на международном конкурсе «Самая красивая книга мира» в Лейпциге. На протяжении 15 лет этот альбом переиздавали одиннадцать раз. С 1970г. выпущено около 60 авторских книг и фотоальбомов. Альбом «Сокровища Московского Кремля», изданный в Швейцарии, получил международный приз «Самая красивая книга Швейцарии» и Диплом, приз фирмы «Кодак» - «Кодак Призбук». Альбом был издан на всех европейских языках, в 1986г. переиздан на японском языке.

Персональные выставки проходили в России, Франции, Чехословакии, Чехии, Словении и других странах. Несмотря на то, что Николаю Николаевичу прочили музыкальную карьеру, он связал жизнь с искусством фотографии. Возможно, виной тому случай: дело в том, что в годы войны и послевоенное время Николай подкармливал пленных немецких солдат. Об этом прознали в руководстве учебного заведения, где юноша обучался по классу хорового дирижирования, и Николай был отчислен.

В 1953 году Рахманов начинает трудиться фотокорреспондентом ТАСС в отделе иностранной фотоинформации. Николай Рахманов начинал свою деятельность под руководством  редактора Фотохроники ТАСС Петра Семёновича Клячко, который с самого начала дал мудрый совет начинающему фотографу: «…снимают вовсе не фотоаппаратом, снимают сердцем и головой». С тех пор Николай Николаевич никогда не изменяет этому правилу. За первые четыре месяца работы Николай не сделал ни одного снимка, ему доверяли только носить тяжеленные штативы старших товарищей. Не подпускали даже к кофрам с аппаратурой. Как оказалось впоследствии, даже эти навыки сослужат Рахманову службу в его фотографической карьере. Николай пытался возроптать, но его в качестве наказания, почти на год отправили печатать фотографии в маленькую лабораторию. Рахманов только благодарил своих “гонителей”, так как научился фотопечати, и в дальнейшем, все свои работы делал самостоятельно от начала до конца.

С 1960 фотограф трудится в одном из самых ярких еженедельников 60-х годов “Неделя” (воскресное приложение газеты «Известия»). В те годы Николай Николаевич проникся, пожалуй, самой яркой темой в своём творчестве. Его музой стала Москва. С первых снимков вырабатывается и характер съёмок – это, прежде всего, красота и поэтичность города,  человека, природы. Именно столицу он снимает ежедневно и спустя несколько лет его архиву снимков Москвы уже не было равных.  

Фотографии Рахманова отличает то, что он очень любит снимать с большой высоты. Он не единственный фотограф, проводивший фотосъёмку Москвы с высоты птичьего полёта. Но в его арсенале есть такая, которой нет ни у кого до сих пор. Это панорамная съёмка Москвы с высоты колокольни Ивана Великого (81м - прим. ИК).  Вот что сам фотограф вспоминает об этих съёмках: “В один из прекрасных летних дней во время реставрации Кремля перед Олимпийскими играми 80 года мне разрешили подняться на леса выше креста над колокольней Ивана Великого. На этой площадочке два на два метра я установил камеру и снимал панораму в 360 градусов в течение всего дня, поворачиваясь вслед за солнцем. Если бы я снимал сразу, у меня появился бы контровой свет, а эта панорама высвечена ровным классическим светом. Там 16 вертикальных кадров 9х12. Мне очень захотелось снять вторую панораму осенью, когда все было покрыто желтыми листьями. Опять хороший день. Я поднялся на крест и начал снимать. Снял три четверти всей панорамы, оставалось снять 2 кусочка – вид на Болотную площадь и на Дом на набережной. В этот момент налетел очень сильный порыв ветра, камера (это был Linhof) –опрокинулась”. Почти все свои известные работы Рахманов снимал форматной камерой Sinar (для непосвящённых - это огромная камера с мехами перед объективом. Работая такой, фотограф перед снимком накрывается чёрной тряпочкой). Мало того, что сама по себе камера очень тяжела, так и работает она только в ручном режиме. То есть для выстраивания кадра мало открыть крышку объектива и щёлкнуть кнопкой. Нужно самому выстроить геометрию кадра, рассчитать значения выдержки и диафрагмы, произвести необходимые экспокоррекцию, кадрирование и только после этого нажать на спуск. Но и это только начало работы. Полученные на плёнке кадры необходимо правильно проявить и напечатать. При работе же со слайдовой плёнкой невозможно выправить неудачно сделанный кадр и правильной печатью фотографии. Словом, ошибка только в одном из пары десятков действий процессе приводит к тому, что кадр не подлежит правке и непригоден для демонстрации. Не забудем и о том, что компьютерная обработка снимка также невозможна и результат съёмки не виден здесь и сейчас (плёнку ведь проявить надо). Прибавьте ко всему то, что съёмка часто проходит в непростых погодных условиях на огромной высоте в течение всего дня и получите, что данное действие вполне может быть причислено к подвигам Геракла.  

Несмотря на то, что Николаю Николаевичу “давно за сорок” – он по-прежнему, очень активен и не перестаёт удивлять красотой своих работ, по праву заслуживая звание классика российской фотографии. На выставке будут представлены не только фотографии, ставшие визитной карточкой мастера, но и впервые демонстрируемые на публике.

 

куратор Ирина Аликина

 

www.museumart.ru

справка 9-903-001-48-65

Время работы с 11 до 18.

Выходной: понедельник.

г. Коломна, Кремль, Брусенский пер., 31.