"Гараж" построил себе новый дом
Музей современного искусства «Гараж» открыл для посетителей свое новое постоянное здание в Парке Горького. В отреставрированном строении, в котором в 60-е годы располагался известный ресторан «Времена года», теперь находится ультра-современный музей международного уровня. Над реконструкцией и восстановлением памятника советского модернизма работало одно из авторитетнейших бюро в мире — команда знаменитого голландского архитектора Рема Колхаса. По словам художественным критиков, автору проекта удалось не только мастерски выполнить поставленную задачу, но и задолго предвосхитить идеологические тенденции в культурной современной жизни России. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM Здание ресторана «Времена года», построенного в 1968 году и заброшенного после пожара почти на 20 лет, безусловно претерпело изменения в процессе реставрации. Но не существенно. Новаторская концепция архитектора Рема Колхаса состояла в минимальном вмешательстве в оригинальную конструкцию и сохранении целого ряда внутренних элементов. Таких, как, например, настенная мозаика с изображением девушки в развивающемся летнем платье, старая кирпичная кладка, мелкий зеленый кафель. Архитектор стремился сохранить и в некотором смысле «законсервировать» все периоды жизни легендарной постройки. Визуально новое здание Гаража напоминает космический корабль — параллелепипед, который вот-вот приземлится рядом с центральной аллеей в Парке Горького. Фасад, выполненный из полупрозрачного поликарбоната с эффектом глянцевого свечения, приподнят над землей на два метра. Боковые панели созданы подъемными. Отправляя условные двери вверх, вертикально к террасе, и открывая пространство вестибюля, здание приобретает уникальный силуэт, который по замыслу организаторов очень скоро станет узнаваемым в мире. На 5400 м2 в 3 этажа расположились 5 выставочных залов, лекторий, проектная комната, детская, кафе и книжный магазин. В рамках программы Garage Atrium Commission в вестибюле посетителей встречают 9-метровые полотна выдающегося советского художника Эрика Булатова. Работа, выполненная в характерной манере мастера, где совмещается текст и изображение, приглашает проходящих мимо музея «Все в наш Гараж!». Масштабная картина отсылает нас к рекламным плакатам Владимира Маяковского и Александра Родченко, дополняя общий ряд аллюзий на советское прошлое. Примерно раз в полгода-год произведения, созданные специально под пространство Гаража, будут меняться.
Музей современного искусства «Гараж» является частной институцией, созданной в 2008 году дизайнером и бизнес-леди Дарьей Жуковой. В то время еще Центр «Гараж» стал первой в нашей стране филантропической организацией, которая взялась за развитие современного искусства и культуры в России. Располагалась организация в помещении легендарного памятника архитектуры — в Бахметьевском автобусном парке в Москве, в честь которого и получила свое название — Гараж. Спустя несколько лет институция переехала в Парк Горького, правда, первоначально во временное здание, которое для них построил именитый архитектор Шигеру Бан. Год назад центр современного искусства перешел в статус Музея и теперь, наконец, обрел постоянный дом. По словам основательницы музея, за время своего существования Гараж организовал 70 выставок, провел 2000 образовательных программ, издал 210 тысяч книг, благодаря чему за 7 лет его посетило около 2 млн человек. Как отмечают арт-критики, музей современного искусства «Гараж» на протяжении всего этого времени существенно отличался от других культурных институций тем, что знакомил российскую публику с крупнейшими на сегодняшний день мировыми художниками. Такие культовые имена как Марина Абрамович, Марк Ротко, Джеймс Таррел, Кристиан Марклей, Джон Балдессари стали знакомы и понятны широкому кругу отечественных зрителей как раз благодаря музею Гараж. Однако на открытии нового здания, директор музея Антон Белов рассказал, что на данном этапе главным для Гаража является работа с российским искусством. Руководитель институции признался, что сердце музея — это его архив, который включает обширные документальные материалы по истории современного искусства Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Белов специально подчеркнул, что работа в архиве общедоступна и бесплатна для исследователей. Новое здание Гараж открыл сразу несколькими выставочными проектами. Среди них привозные иностранные и собственно музейные экспозиции. По задумке организаторов каждая из выставок должна отражать какое-либо из направлений деятельности музея, поочередно раскрывая их все. К примеру, важную роль в работе Гаража занимает исследовательская составляющая. И в рамках этого направления в 2013 году была создана программа «Полевые исследования», каждый исследовательский проект которой продолжается от года до трех лет и не имеет заранее предусмотренного результата. Это может быть фильм, выставка, печатное издание или что-то еще. На выставке в новом здании Гаража сейчас показано четыре своего рода отчета о ходе выполнения работ. Среди наиболее интересных широкому зрителю проект «Лицом к лицу: Американская национальная выставка в Москве». Речь идет о событии, которое состоялось в парке Сокольники в 1959 году. В проекте исследуется влияние, которое легендарная выставка оказала на советскую культуру. Работа выполнена совместно с Музеем американского искусства в Берлине. Как отмечают авторы проекта, в контексте современной социополитической ситуации воссоздание Американской национальной выставки акцентирует внимание на том, сколь важны были подобные встречи «лицом к лицу» не только для культуры, но и для изменения политического курса. Частично в Гараже реконструировали выставку в Сокольниках, частично дополнили историческими обзорами, фильмами, воспоминаниями. Особый интерес представляет книга отзывов советских посетителей, в которой можно прочитать о близости народов, несмотря на замыслы политиков. За полтора месяца Американскую национальную выставку посетило 2,7 миллионов советских граждан. Наибольший интерес вызвали предметы повседневного быта западного человека. Но для представителей культуры потрясением стал показ произведений современного тому времени американского искусства — в частности, абстрактной живописи, особенно произведений Джексона Поллока. Другим интересным проектом полевых исследований стал фильм Антона Видокле «Это Космос». Показанная работа является первой в трилогии, посвященной масштабному явлению в русской культуре конца XIX века — русскому космизму. Проявления этого судьбоносного явления ощутимы практически во всех областях научного и философского знания, в литературе, изобразительном искусстве, теологии. Первая часть из трех задуманных автором связана с именем Николая Федорова — философа, христианского мыслителя, создателя философии «общего дела», в основе которой лежит мысль о буквальном, физическом преодолении смерти, общем воскресении всех живших людей и их переселении в надземные сферы. В фильме Антона Видокле использованы съемки в тех местах, которые были связаны с именем философа — это Москва, Боровск, Архангельская область, Алтай, Казахстан, Крым. Среди текстов в работе звучат произведения самого Федорова, художницы Марии Эндер, поэзия Заболоцкого и Максимилиана Волошина. Во второй части выставки собраны произведения русских авангардистов — Казимира Малевича, Николая Суетина, Ильи Чашника, Константина Рождественского, Владимира Стерлигова, Ивана Кудряшова и соратников Михаила Матюшина — членов семьи Эндер, Павла Мансурова, а также архитектора Якова Чернихова. Центральное выставочное пространство Гаража занимает первая в России масштабная выставка аргентинского художника Риркрита Тиравании «Завтра - это вопрос?». Автор предлагает посетителям принять участие в нестандартных и неожиданных для музейного пространства активностях — от игры в пинг-понг до изготовления футболок и пельменей. Кроме того, это вторая часть диалога, в который вступает аргентинский автор, отвечая на художественные высказывания из прошлого чехословацкого концептуалиста Юлиуса Коллера. Он как раз проявлял интерес к пинг-понгу, а рука с ракеткой и знак вопроса стали фирменной эмблемой художника. Самое яркое и заметное пятно на выставочной карте нового Гаража, безусловно, принадлежит трём инсталляциям известной японской художницы Яёй Кусамы. Выставка «Теория бесконечности» погружает зрителя в причудливые мультимедийные миры, позволяя испытать уникальный психологический и сенсорный опыт. Первая из инсталляций под названием «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас» представляет собой комнату с зеркальными стенами, наполненную тысячами пульсирующих огней, которые множатся при помощи зеркал до бесконечности. Работа под названием «Указатель в бесконечное пространство» раскрывает один из ведущих мотивов в творчестве художницы — узор цветного горошка. В комнате, где располагаются различной формы объекты все покрыто данным орнаментом — на красном фоне белый горошек разной величины. На выставке также представлены стихи Яёй Кусамы, фильм с документацией одного из ее перфомансов и слайд-шоу. На улице — третья инсталляция. Из названия работы «Восхождение точек на деревья» не так сложно догадаться, что происходит в пространстве. В прежнее здание музея в парке Горького, в качестве финального аккорда привезли инсталляцию немецкой художницы Катарины Гроссе. Работа под названием «Да нет почему же» занимает все 800 м2 выставочной площади. Буйство красок и смешение пространств залов в одно; разноцветные деревья, грунт, ткань — все эти инструменты художница виртуозно использует для создания трехмерного пространства «тотальной инсталляции», в которую попадают зрители. Большая часть представленных проектов будет доступна для посетителей до 9 августа. Новое здание музея современного искусства «Гараж» расположено по адресу: Москва, улица Крымский Вал, д. 9, стр. 32 в Центральном Парке культуры и отдыха имени Горького. Фотографии предоставлены пресс-службой музея современного искусства "Гараж".