«Масштабный человек, который унес с собой эпоху»
В Москве в Театре им. Е.Вахтангова простились с легендарным режиссером Юрием Петровичем Любимовым. Народный артист России, актер, педагог, основатель Театра на Таганке скончался 5 октября на 98-м году жизни. «Искусство Коломны» записало для вас воспоминания друзей, коллег и поклонников Великого мастера.
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM
Владимир Мартынов, философ, композитор «Мне было достаточно трудно с ним работать, потому что у нас совершенно разные эстетические и художественные подходы. Но разность этих подходов уходила на второй, третий, даже десятый план, потому что масштаб его личности, его антропологический масштаб снимал все эти антагонистические вещи. И они становились совершенно не важны, лишь бы быть в прикосновении с ним, лишь бы быть в единой ауре с ним. И это снимало все остальные вопросы. Для меня это тот антропологический тип, которого больше уже нет. Это та каста, та порода людей, к которой относились Феллини, Антониони, Горовец, Шостакович. Мне кажется, что с уходом Любимова действительно исчезает тот тип человека, который мы в XX веке еще считали человеком. Сейчас мы вступаем в какую-то совершенно новую эпоху, где этого понятия Человека уже нет. И это рубежный и знаковый момент сейчас происходит. Уход Любимова, можно сказать, что это исчезновение Человека».
Евгений Герасимов, актер театра и кино, кинорежиссер «Я пришел в Щукинское училище именно тогда, когда из Щукинского училища вышел блистательный курс и появился Театр на Таганке, появился «Добрый человек из Сезуана». И каждый из нас мечтал, что вот с выпуском возможно наш курс, если рядом будет талантливый человек, такой, как Любимов, то мы вполне можем стать театром... Но таких талантливых, как Любимов, не так много. Их единицы...»
Юрий Рост, фотограф, журналист, актер «Главное воспоминание... Он сидит в своем кабинете и держит японскую театральную маску в руках, и у него абсолютно счастливое и расслабленное выражение лица. Он всегда был такой, как будто держал себя в руках, это я помню очень хорошо... Да, прожил огромную жизнь, был востребован своим временем. И он вместе с этим временем ушел, в один день».
Михаил Гусман, журналист, радио- и телеведущий «Это был театр со своей потрясающей гражданской позицией, со своим неповторимым театральным почерком. Я был студентом, жившим в своем родном городе Баку, так я прилетал специально на спектакли этого театра. И когда через много лет рассказал об этом Юрию Петровичу, то даже не встретил его удивления! Потому что, как выяснилось, тысячи и тысячи вот таких же молодых людей, как я, со всего бескрайнего Союза прилетали, чтобы попасть в театр. И вздохнуть тот неповторимый театральный и гражданский дух, чем был пропитал Театр на Таганке и который привнес туда Юрий Петрович Любимов. Мир его памяти!»
Юрий Доронин, актер, Народный артист России «У нас был удивительный случай: Юрий Петрович мне сказал, чтобы я сделал ревизию спектаклей. Я спросил: «Юрий Петрович, а в чем дело?» Он говорит: «Ну вот... на нас наезжают». И когда я проводил ревизию, я был поражен, что многие члены ЦК, наркомы партии ходили на спектакли, на которые было больше всего нападков, например, на «Мастера и Маргариту». И он очень этому обрадовался. Говорит: «Это хороший козырь, и теперь я могу пойти и с ними воевать!». Потому что очень многие спектакли были впервые поставлены на сцене театра (...) Он действительно зажег столько актерских и режиссерских звезд!.. Режиссеры: Васильев, Погребничко, Арцибашев и целое созвездие актеров: Филатов, Хмельницкий, Высоцкий, Губенко, Фарада, Золотухин, Желдин, Шаповалов, Демидова, Сайко... Всех он вырастил. И воспитывал нас не только с профессиональной точки зрения, но и с гражданской. Мы всегда старались как-то откликнуться на то, что происходило, потому что он всегда говорил «Театр вне политики — это не театр»».
Владимир Жириновский, политический деятель «Лет 10 назад я обратился к режиссерам практически всех московских театров разрешить мне прийти и принять участие в спектакле, экспромтом. Идет спектакль, сцена, вдруг входит человек. Как себя поведут артисты, зрители? Никто не разрешил, только он. Но видимо, его помощники немножко переиграли и мне разрешили выступить со сцены театра после первого отделения, без актеров. Но все равно, он дал команду, разрешили. Единственный».
Николай Сванидзе, историк, тележурналист «Огромный человек, который прожил огромную жизнь, почти век. Никогда не уступал этому веку, жил в страшное время в страшной стране, ничего не боялся, не боялся власти. Всегда был уверен, что он умнее и сильнее этой власти. Исполнил, наверное, свою главную мечту — сделал свой театр, и какой театр! Великий театр! Любил своих зрителей, зрители очень любили его. Очень масштабный человек, который нес с собой эпоху и эпохе в нем было не тесно!».
Сергей Арцибашев, Народный артист России, актер, режиссер «Воспоминаний много, поскольку для меня Юрий Петрович стал крестным отцом профессии. Он взял меня со студенческой скамьи. Мало того, что взял в театр, он выпустил мой спектакль «Надежды маленький оркестрик». Он вывел меня на эту легендарную сцену с моим спектаклем и в главных ролях в этом спектакле. Поразительно, конечно, что посмотрев мои учебные работы в ГИТИСе по пьесам Петрушевской и Володина, он тут же встал и сказал «Пройдем-те ко мне в кабинет, у меня есть разговор». И пока мы шли с Малой сцены до его кабинеты по длинному таганскому переходу, он уже все мне изложил. Сказал, что у меня есть две готовые новеллы, а у него есть одноактная пьеса Злотникова, и из этого можно было бы сделать триптих городских новелл. И когда мы пришли в кабинет, нам оставалось только пожать руки и договориться. Он дал мне пьесу и мы договорились, что встретимся через два дня. Поэтому судьба моя была решена. Но это мог позволить себе только гений, который мог что-то уловить в этих студенческих работах. А потом этот спектакль более 500 раз прошел на сцене».
Виктория Ивлева, фоторепортер, журналист «Вспоминается образ великолепной жизни, которую прожил Юрий Петрович, несмотря ни на что. Благодарность безмерная... Потому что это театр, который меня вырастил. Если я то, что я есть, то в этом и огромная заслуга Таганки. Я из тех таганских безумных зрителей, которые ночами стояли за билетами, которые грелись у костров, чтобы не замерзнуть, но первыми пробиться к кассе. Я осталась верна Таганке, я думаю, что это лучший театр в моей жизни. И ничего равного Таганке в театральном плане в моей жизни никогда не будет. Я думаю, что Юрий Петрович — гений, я очень редко бросаюсь этим словом. Я думаю, что Юрий Петрович и театр воспитывали нас всех, учили тому, чего сейчас нет, и тому, что ушло. Я думаю, что прежде всего это была свобода — свобода, свобода и свобода, порядочность, честность, достоинство. Я думаю, что это были всегда выдающиеся актеры, выдающиеся постановки, выдающиеся «придумки», необыкновенные потрясающие театральные изыски, которые потом все пытались повторить. У кого-то это получалось, у кого-то не очень. На самом деле я абсолютно счастлива, что в моей жизни была Таганка, был Юрий Петрович. И еще раз — это выдающаяся, великолепная жизнь. Дай Бог каждому прожить хоть что-то подобное!». Фотографии с официального сайта Театра на Таганке