Наталия Толстая «Музей не может быть похож на магазин телевизоров»

Наталия Толстая «Музей не может быть похож на магазин телевизоров»

Президент АДИТ и соорганизатор Международного фестиваля FIAMP в Москве рассказала «Искусство Коломны» о том, как идет процесс внедрения мультимедиа в российские музеи, что такое «мультимедийный чес» и почему счастье не в деньгах. АДИТ (Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях) была образована в 1996 году, и в настоящее время насчитывает более 80 индивидуальных и корпоративных членов. Некоммерческая структура создана на основе профессионального музейного сообщества и включенных в него специалистов по IT-технологиям. На данный момент членами АДИТ являются сотрудники учреждений культуры и образования, отвечающие за информационные технологии, и представители компаний-поставщиков программного обеспечения и оборудования. За прошедшие почти два десятилетия процесс внедрения новых технологий в деятельность музеев превратился в процесс поглощения или процесс сращивания одного с другим. В начале нашего разговора Наталия Толстая призналась, что за время существования АДИТ поменялся сам сюжет, вокруг которого строится обсуждение проблемных вопросов: «Если раньше мы говорили, что нам нужно внедрять компьютеры в музеи и это была такая проблема, то сейчас это уже не проблема. Теперь проблема в том, чтобы наоборот умеренно их использовать, чтобы не ушла главная музейная составляющая — подлинник, чтобы приходя в музей, человек оказывался немного в другом пространстве, не таком насыщенном цифровыми технологиями, как вокруг». О том, как обстоят дела с внедрением компьютерных технологий в жизнь музеев, можно было судить по недавнему фестивалю «Интермузей», о котором мы рассказывали нашим читателям в июне. Среди прочего, корреспондент «Искусство Коломны» обратил внимание на то, что довольно часто информационные технологии создают ограничения для музеев на пути представления собственной индивидуальности. Наталия Толстая подтвердила, что было много самых разных отзывов об этом событии. «Да, очень много есть отзывов о последнем Интермузее, который был посвящен информационным технологиям. Часто его сравнивают с магазином телевизоров. Так вот музей не может быть похож на магазин телевизоров, или магазин техники. Каждый музей должен найти свой собственный баланс между тем, что он хочет показать и как он хочет это сделать. То есть, между такой глобальной целью и средствами, методами работы с публикой». В качестве примера Наталия рассказала, как в Курской картинной галерее им. А.А. Дайнеки еще задолго до появления телевизоров посетителям предлагали бинокль, как в театре, для просмотра огромных живописных полотен. Попробовав такой способ знакомства с картиной на себе, наша собеседница осталась довольна: «Когда ты смотришь на большую картину, у тебя зрение расфокусировано. Ты одновременно смотришь в правый верхний угол, в левый нижний. И ты как бы воспринимаешь всю картинку в целом. А когда ты смотришь в бинокль, внимание концентрируется на каком-то участке, и видишь какие-то неожиданные вещи, которые ты раньше не видел». Такое «особое отношение к визуальным эффектам», как выразилась Наталия, не находится в зависимости от музейных бюджетов, на которые так любят пенять ее коллеги. «На самом деле, мультимедиа создается не деньгами, как нам, наверное, казалось, 20 лет назад. Мультимедиа — это своего рода вид искусства. И в искусстве тоже невозможно без фантазии, без какой-то искры божьей, без просто какой-то оригинальной идеи. Так и в мультимедиа» - настаивает собеседница. В таком случае, если «счастье не в деньгах», то в чем? По словам Наталии: «Счастье в хороших людях! Очень хорошо помню, как однажды приехала к ним (в Курскую картинную галерею) с мультимедийным проектом «Фрески Александра Иванова» (который кстати и в Коломне показывали в монастыре Ново-Голутвином). И в этой галерее не было практически ничего, только несколько телевизоров, на которых показывали фильмы. И на эту выставку к ним пришел молодой человек. Пришел как посетитель и решил остаться в музее работать, оказалось, что он видео-художник. И с тех пор у них началась совсем другая жизнь! И они получили несколько грантов. И стали теперь каждую выставку сопровождать мультимедийным контентом, фильмом, который играет иногда очень важную драматургическую роль». Поиск новых сотрудников — это лишь одна из возможных стратегий плавания в океане современных информационных технологий. Есть ли еще какие-либо варианты движения или даже спасения, рассказала наша собеседница: «Мне кажется, что путь, по которому должен идти каждый музей — это именно поиск собственной индивидуальности. Музеи ведь все очень разные, и очень трудно сопоставлять возможности, которые дает музей исторический, искусствоведческий, где есть объемные объекты, где за каждым объектом скрывается какая-то история (не рассказ, не анекдот, а именно история, то есть, он является артефактом, связанным с каким-то историческим временем). И совсем другое дело — мультимедиа в художественном музее, где, конечно, очень трудно найти гармоничный баланс между висящей на стене картиной и экраном, проекцией, которая рядом». Упоминая проекции Наталия не имела ввиду те масштабные проекты, которые сейчас у всех на слуху - «Золотой век авангарда», «Ван Гог» и другие. На уточняющий вопрос корреспондента она ответила: «Нет, эти проекты я бы не назвала музейными. Особенно Ван Гог — это такая франшиза коммерческая, которая проходит одновременно во многих странах. Это такой «мультимедийный чес», основанный на популярности какого-то художника. Да, это дает какие-то ощущения, но это не дает глубины постижения Ван Гога. Да, круто, ты можешь пройти по подсолнухам, посмотреть на стул и какие-то мультимедийные эффекты. Но Ван Гог не для этого работал, хочется сказать. Среди споров об использовании информационных технологий в музейном деле громче остальных звучит вопрос, не будет ли отвлекать хорошо выполненная мультимедиа от реального произведения искусства.  «На самом деле, это зависит от того, какое мультимедиа и какое искусство. Конечно, от настоящего искусства не может никакая движущаяся картинка отвлечь, она может только прокомментировать. Функция мультимедиа — это прежде всего комментарий к произведению, возможность показать, например процесс реставрации, или углубиться  в историю предмета».    Также по теме: Мультимедиа и музеи: кто кого?