Одинаковые желания
В Москве открылась выставка норвежского художника с русскими корнями. Спустя 40 лет Галина Маникова вернулась в Россию в качестве европейского автора и человека мира. Номинант многочисленных международных премий и стипендий, она принимала участие в персональных и групповых выставках в США, Норвегии, Дании, Израиле, Китае и других странах мира. Специально для российского зрителя художница подготовила выставочный проект «Глаз гляди», который до 10 сентября можно увидеть в Центре творческих инициатив «Фабрика». Радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM Галина Маникова родилась в Советском союзе, в 20-летнем возрасте переехала в Израиль, оттуда, спустя еще 13 лет, в Норвегию, где живет и работает до сих пор. После окончания израильской национальной Академии искусств и дизайна Галина занималась керамикой, интересовалась старыми методами получения фотоэмульсий, шелкографией, офортом, литографией. В 70-е годы в художественной среде Иерусалима царила атмосфера эксперимента и поиска, рассказывает художница в своей автобиографии. В 80-х Галина начала создавать инсталляции, в которых присутствовали керамические скульптуры и фрагменты ткани с фотоизображениями. На сегодняшний день Галина Маникова работает с глиной, металлом, текстилем, стеклом и даже льдом, использует фотографическое и 3D-изображение, шелкографию, различные техники ламинирования. По словам художницы, ее работы можно отнести к нейтральной территории между искусством, традиционным ремеслом и дизайном, между фотографией и скульптурой, между рукотворным и техническим воплощением. Выставка «Глаз гляди» проходит под эгидой X юбилейного сезона ЦТИ «Фабрика» в рамках проекта «Художник в резиденции». В экспозиции представлена серия фотографий глаз, напечатанных на прозрачном шелке и развешанных от пола и до потолка в определенном, неразгаданном порядке. Фотографии выполнены при помощи старых техник и самодельных фотоэмульсий, нанесенных на ткани вручную. Частично этот проект для России Галина снимала в Норвегии, частично в Италии — всего на подготовку выставки «Глаз гляди» у нее ушел год. Процесс изготовления фотографий настолько трудоемкий, что на создание каждого полотна уходило не меньше недели.
Глаз как символ появился в проекте Галины Маниковой впервые. Будучи фотографом она в своей жизни сделала много портретов, пока не пришла к выводу, что самое представительное в человека — это глаза. «Конечно, носы могут быть разные у людей, уши могут быть разные, но это не самое главное. А главное — это выражение лица и выражение души, которое выходит через глаза. Портрет — это не обязательно лицо. Портрет — это может быть просто глаз. Один глаз выражает душу человека в той же степени, что и выражение всего лица». Главным связующим элементом выставочного пространства выступила музыка. Ненавязчиво, но крепко ткань повествования сюжета выставки скрепляет мелодия, которая звучит в зале. Без этого глубокого, медитативного звучания впечатление от калейдоскопа глаз было бы не полным и возможно даже не цельным. «Я выбрала этот текст, потому что он без слов, без языка. Это то, что отвечает моей концепции. Потому что я считаю, что слова и язык в принципе не играют никакой роли. Есть лишь одно-два слова, которые все-таки проскальзывают в этой песне, когда она говорит «I see». Я решила, что для меня это гениальный текст», — поделилась художница. Автор приглашает зрителей к участию в создании выставки, финальным пунктом которой станет художественный виртуальный проект. Посетителям предлагается оставить свои отзывы и пожелания на записках, которые вплетаются в шелковую ткань, а по окончании выставки сканируются и отправляются в пространство интернета на своего рода «стену плача» или «стену желаний». Такие записки с мечтами художница собирает во всех странах, куда привозит свои работы. На выставке в Москве можно прочитать желания и посмотреть портреты тех, кого встретила автор в своих путешествиях по миру. Большая часть сообщений переведена на английский. Встречаются записи и на русском. Но по-настоящему международным языком оказался язык человеческих надежд и чаяний. В своем художественном исследовании Галина пришла к выводу, что вне зависимости от национальности, языка, культуры и представлений о жизни, люди хотят одного и того же — «здоровья, благополучия, богатства». Проект был начат в 2006 году в Китае, и с тех пор примерно раз в год художница организует такую выставку в новой стране. Каждый раз исходная инсталляция меняется, добавляются какие-то новые элементы, цветовая гамма, музыка — по сути в каждом новом городе Галина Маникова представляет уже совершенно новую работу, единственным неизменным элементом которой остается wailing wall (та самая «стена плача»). По задумке автора, в Москве, родном городе Маниковой, проект должен был завершиться. Но уже после открытия инсталляции художница получила приглашения сразу в три новых места с этой работой. «Я чувствую, что этот проект будет продолжаться бесконечно», — резюмировала художник. Выставка Галины Маниковой в ЦТИ Фабрика продлится до 10 сентября по адресу: Москва, Переведеновский переулок, 18, строение 1, зал «Оливье». Вход на все мероприятия Фабрики свободный. Фотографии предоставлены художником. Официальный сайт www.galina.no Справка Выставка организована в рамках международной программы «Художник в резиденции». Проект запустили в 2008 году. В то время на небольшом пространстве резиденции могли разместиться и работать не больше двух человек. Теперь в распоряжении художников 100 м2, куда регулярно приглашают до пяти авторов из разных стран мира. Как нам рассказала координатор арт-резиденции Бермет Борубаева, после рассмотрения присланного проекта руководители программы принимают решение о его поддержке. И затем, в случае положительного ответа, художнику предоставляют пространство для проживания, мастерскую, экспозиционную площадку и помощь в организации и проведении выставки.