Пауль Клее. Первая встреча

В Москве в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (это новый отдел Пушкинского музея) проходит выставка художника Пауля Клее, одного из крупнейших представителей европейского авангарда. Столь полная экспозиция работ мастера представлена в нашей стране впервые. Однако российский зритель может считать себя подготовленным к этой встрече с прекрасным, считает один из кураторов выставки Алексей Петухов. «Русский авангард смотрел на Клее рационально, пытался анализировать его и анализировал вполне успешно. В эпоху Оттепели, напротив, стали воспринимать Пауля Клее как возвышенного романтика, человека из иного потустороннего мира. Гармония между рациональным взглядом Русского авангарда и таким отстраненным отношением к Клее художников Оттепели, на самом деле, и составляет целостную картину Пауля Клее», - рассказал российский куратор выставки. Он также напомнил, что Пауль Клее почти всю жизнь дружил с Василием Кандинским и был знаком с Алексеем Явленским и Марианной Веревкиной.
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM Выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии» включает около 150 произведений автора, расположенных в хронологическом порядке в семи залах галереи. Живопись, рисунок, графика, композиции-гербарии, рукописи, дневники, ручные куклы, созданные художником для домашних спектаклей и даже оригинальные инструменты мастера предоставлены партнерами Пушкинского музея - Фондом Бейлера и Центром Пауля Клее в Швейцарии. Директор центра Петер Фишер убежден, что сам художник бы одобрил выбор пространства для экспозиции его работ в Москве. По словам Фишера, художнику было не все равно, где выставлялись его произведения при жизни, поэтому Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с богатейшей истории - лучший из возможных вариантов. Пауля Клее нельзя однозначно назвать швейцарским или немецким художником. Он жил на территории Германии до прихода к власти Гитлера, а после, в 1933 году в возрасте 54 лет иммигрировал в Швейцарию и остался там до конца жизни. Выставка в Москве приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Как уже было сказано ранее, выставка в Пушкинском музее построена по хронологическому принципу и состоит из семи частей. В каждой из них сделан акцент на одном аспекте в творчестве Пауля Клее в конкретный период его жизни. Первый зал - «Натуралистические штудии» - посвящен его первым художественным опытам. Там представлены детские и юношеские рисунки Пауля Клее, копии картин швейцарских художников, зарисовки, шаржи, изображения обнаженной натуры и пейзажей. Во второй части выставки раздел «Самоидентификация и самовыражение», в котором показаны поиски художником собственного стиля. В этот период было создано «первое настоящее произведение» (как выразился сам автор). Это серия гравюр «Инвенции». Следующий этап творческой жизни Пауля Клее организаторы назвали «Путь к абстракции». На данном этапе художник познакомился с группой «Синий всадник» и Василием Кандинским, с которым в последствие его связала крепкая дружба. Четвертая часть экспозиции отдана для представления творческого периода Клее времен Баухауза. В течение 10 лет художник преподавал в этой школе теорию формы. За время, проведенное со студентами, он создал около 4 тысяч рукописных листов. Тогда же начал проявляться интерес Пауля Клее к геометрии и конструктивизму.