Первая ретроспектива Немухина и Мастерковой в России
Масштабная экспозиция классика нонконформизма и старейшего из ныне живущих художников второй волны авангарда открылась в Московском музее современного искусства. Владимиру Немухину в этом году должно исполнится 90 лет и свою первую столь крупную выставку он согласился провести только при условии участия в ней работ художника Лидии Мастерковой. Она более 10 лет была его супругой и творческим единомышленником. Двойная выставка Владимира Немухина «Грани формализма» и Лидии Мастерковой «Лирическая абстракция» собрана и представлена в Москве благодаря частным фондами Tsukanov Family Foundation, AVC Charity и другим личным коллекциям. Несколько работ предоставили Третьяковская галерея, Пушкинский музей и главный организатор Музей современного искусства в Москве. Как рассказали на открытии, выставку готовили несколько лет. И главной сложностью было нежелание самого автора. В какой-то момент Игорь Цуканов, учредитель одноименного фонда и большой поклонник творчества художника, не выдержал и решил заключить с Владимиром Немухиным настоящую сделку. Мэтр согласился на двойную выставку и подписал расписку со всеми условиями. Уже в процессе подготовки проекта эта бумага позволила Игорю Цуканову и команде организаторов довести дело до конца. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM
Ретроспектива творчества Владимира Немухина и московский период работ Лидии Мастерковой расположились в шести залах музея на Гоголевском бульваре в Москве. Всего организаторам удалось собрать более ста живописных и скульптурных произведений двух авторов. Некоторые из них, например две огромные архитектурные композиции Немухина, были созданы специально к выставке. Одна посвящена Полю Сезанну, а другая Эдуарду Штейнбергу. Как объяснил куратор Андрей Ерофеев, это своего рода визуальная формула творчества художника — от «Сезанна к Штейнбергу», иначе говоря: от кубизма к метафизической абстракции. Метафизика — это именно то, чем в последний период творчества занималась Лидия Мастеркова. Личные отношения художников закончились в конце 60-х, а творческие — после иммиграции Мастерковой во Францию в 1975 году. До этого момента они были активными представителями советского андеграунда. Входили в творческое объединение «Лианозовская группа» и даже выступили инициаторами знаменитой Бульдозерной выставки на пустыре в Беляево. Правда продлилась эта выставка недолго, спустя пару часов представители КГБ при помощи спецтехники в буквальном смысле слова «зачистили» все выставленные работы. Событие получило широкий общественный резонанс, а художники продолжили свою подпольную творческую деятельность. По мнению организаторов, взаимное влияние, которое два автора оказывали друг на друга, стало ярчайшим примером творческого союза в русском искусстве и вошло в историю нашей культуры. Кандидат искусствоведения, исследователь и куратор выставок Андрей Ерофеев выделил три основных этапа в творчестве Владимира Немухина. Ранний период характеризуется обращением художника к историческому авангарду. Затем, после посещения выставки современного западного искусства в 1957 году в Москве, Немухин сильно трансформировал свое творчество, появились абстрактные пейзажи, выполненные в импрессионистической манере. На следующем этапе — переход к предметной абстракции. Художник словно начинает вырываться сквозь материю в трехмерное пространство. Появляются разнообразные ассамбляжи и коллажи, но все еще «прикованные» к стене. Правда, не надолго. Довольно быстро авангардист оторвался от рамы и перешел к созданию скульптур, которые в большом количестве представлены на выставке в Москве. Но живопись осталась в его творчестве и тоже получила свое развитие. Поэтапно, заменяя фрагменты плотного красочного фона белым цветом, Немухин пришел к геометрической абстракции. Согласно этим трем периодам куратор выставки Андрей Ерофеев и построил ретроспективную экспозицию. Но стоит отметить, что на протяжении всех перечисленных этапов один мотив оставался неизменным в творчестве нонконформиста — игральная карта. Не важно, нарисованная или ловко встроенная в настенную композицию, или даже аккуратно брошенная на стол. По мнению куратора, фокус в том, что игральная карта — это самый абстрактный из бытовых предметов. «С одной стороны это безусловная предметность, с другой — максимальная абстрагированность от какого-то исторического контекста. Карта — самый локально не детерминированный предмет, он даже не детерминирован временем. Игральная карта может принадлежать началу XX века или концу XVIII, к разным культурам и цивилизациям», — пояснил Андрей Ерофеев. Владимир Немухин считает и называет себя формалистом, то есть художником, осознано владеющим своими выразительными средствами. Картина для него — это не инсценировка какой-то легенды, а композиция линий, пятен и фактур. И куратор выставки подсказывает: абстрактные работы Немухина нужно воспринимать, как музыкальные сюиты. Схожая наводка содержится и в названии одной из его ранних картин - «Посвящение Баху» 1960-го года. Музыкальность метода роднит Немухина с Мастерковой. Единственная женщина в кругу нонконформистов и своего рода последовательница «амазонок авангарда» была гораздо ближе другому художнику-музыканту Михаилу Матюшину. По мнению искусствоведа Фаины Балаховской, работы Мастерковой зрелого периода напоминают разработанную Михаилом Матюшиным и его учениками теорию «органической культуры», которая сплавляла воедино зрение, слух, осязание и мысль. Представленные на выставке работы Мастерковой очевидно перекликаются с картиной Матюшина «Движение цвета в пространстве», в те годы надежно скрытой в запасниках Русского музея. Остается загадкой, каким образом художница сумела воспринять творческие разработки своих предшественников. Несмотря на широкое признание зарубежных и российских критиков и коллекционеров, творчество русских мастеров абстракции остается малоизученным. В советское время неофициальное искусство пробивалось к зрителям только при помощи небольших квартирных выставок. И потому лучшие произведения авторов сразу из мастерских попадали в архивы музеев и частных коллекций, где подчас и оседали навсегда. Игорь Цуканов признал, что творчество Владимира Немухина остается малоизвестным для широкой аудитории. При том, что он входит в пятерку самых продаваемых российских авторов на данный момент. Разумеется, каждому знатоку и любителю современного искусства знакомо имя художника. Однако, ретроспективная выставка получилась настолько обширной, что некоторые работы стали открытием даже для самых искушенных. Выставка Владимира Немухина и Лидии Мастерковой в Московском музее современного искусства продлится до 31 мая. Экспозицию можно посмотреть по адресу: Москва, Гоголевский бульвар, 10. Фотографии с официального сайта и страницы ММОМА.