Широкоугольный предел чуткости
В Москве в Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась персональная выставка одного из самых известных литовских фотографов нашего времени Ромуальдаса Пожерскиса. В экспозиции – более 70 фотографий из 7 важнейших серий мастера художественного репортажа: «Победы и поражения», «Детская больница», «Последний приют», «Старые города Литвы», «Сады памяти», «Католические праздники», «Беды и радости маленького Альфонса». На снимках запечатлен конец уходящей эпохи — первые из представленных кадров были сделаны в 1974 году в Литовской ССР, последние — уже в новом времени и государстве. Организаторы подчеркивают, в работах Пожерскиса легко различимы черты литовской школы фотографии — гуманизм, внимание к человеку и любовь к родной земле. В интервью нашему порталу фотограф признался, что всегда был уверен, что не сможет снять ничего достойного вне пределах Литвы, и до сих пор считает, что его самые лучшие работы сделаны именно на родине.
Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM В своей стране Ромуальдаса Пожерскиса знают и любят, он заслуженный работник культуры Литвы и член Союза фотохудожников. В 2005 году награжден Рыцарским крестом за заслуги перед Литвой. Но признание его творчества выходит далеко за пределы родного государства. Пожерскис награжден премией Alfred Toefler за вклад в развитие и сохранение культурного наследия стран Центральной и Западной Европы, входит в международную федерацию FIAP, его фотографии хранятся в музеях Франции, Финляндии, Швеции, США, России и других стран. Выставкой в Москве Ромуальдас Пожерскис отмечает 40-летие творческой деятельности. Фотограф рассказал, что как только вступил на этот путь, так в течение года сумел попасть в 10-ку лучших фотографов Литвы, которые тогда участвовали от страны в международных выставках. «Это был год очень трудной работы, нужно было найти свою тематику, свой образ технического выражения, при этом выдерживать хороший уровень работы», - вспоминает признанный классик. Теперь он с легкостью рассказывает, что в самом начале многое почерпнул из работы коллег: «старался взять все то хорошее, что есть у других авторов, и отбросить все плохое». Форму съемки (ракурс, широкоугольник, драматический репортаж) перенял у фотографа Мацияускаса, психологическому портрету научился у Суткуса, пейзажам у Йонаса Кальвелиса, в работах Альгимантаса Кунчюса рассмотрел необычные типажи, от Ракаускаса перенял лиризм в фотографии. Вот так отобрал все лучшие, синтезировал и получил свой собственный фирменный стиль. Но это явно не все. В фотографиях Пожерскиса присутствует какое-то особое, обостренное сострадание к людям. То самое чувство, когда красота в глазах смотрящего. Самые обычные люди, будь то веселые, но больные дети, или одинокие старики, приобретают на его снимках дополнительное значение. Это тот случай, когда автор не приукрашивает действительность и героев, чтобы зритель смог их полюбить, а просто по-человечески любит их и тем самым делает по-настоящему красивыми. «Он очень чуткий, внимательный документалист и небезразличный человек. Очень чуткий человек, очень чутко чувствует момент, человеческие переживания, эмоции, чувства. И поэтому, мне кажется, он способен их запечатлеть, и сделать это максимально эстетично и этично, хотя темы он поднимает очень сложные», — поделилась куратор выставки Пожерскиса в Центре Люмьер Яна Искакова. Начиная с 2010 года Центр фотографии имени братьев Люмьер последовательно знакомит московских зрителей с феноменом литовской школы фотографии. Первый подобный проект четыре года назад представлял работы отцов-основателей этого направления — Суткуса, Мацияускуса и Батурина. После успешного начала провели еще несколько персональных выставок, и в итоге все небольшие проекты вылились в один масштабный - «Гений места. Классика литовской фотографии» - в феврале этого года. В него вошли 15 фотографов, которые в настоящее время представляют литовскую школу на международном уровне. После коллективной выставки стало понятно, что величина архива Ромуальдаса Пожерскиса тянет на отдельную, персональную. Пожерскис мыслит масштабными фото-проектами, каждый из которых – это цельное эстетическое и документальное повествование, отмечают организаторы. Отсюда и название выставки — «Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса». Сам автор рассказывает, что найти серию — большая удача, особенно, когда коллеги по цеху многие темы уже разобрали. Например, известная серия «Католические праздники» (или Сельские праздники) родилась внезапно. Ромуальдас проезжал на мотоцикле мимо праздничной процессии, идущей в костел, и остановился. Молодого человека поразили наряды собравшихся, девушки в белом: «Это было для меня такое открытие! Как будто я попал в Новую Гвинею к папуасам». Только спустя некоторое время фотограф узнал больше о религиозных обрядах и приступил к съемкам. Но подобные сюжеты не сочетались с официальной советской идеологией. Литовская школа фотографии отличалась от классических образцов соцреализма того времени. Члены Союза фотохудожников Литвы прекрасно понимали, что фотографируют «в стол», но это не лишало их вдохновения, а даже наоборот. «Насколько я знаю, Пушкин самую лучшую поэзию написал в изгнании в деревне, когда его из Петербурга выслали. Когда ты имеешь перед собой символического врага, ты против него воюешь, а твое оружие — это искусство. Мы никогда не думали, что наши работы будут печатать журналы, газеты, что все работы, которые мы делаем, будут выставляться. Это нас не интересовало. У нас у каждого была своя идея, и мы делали свою работу. Фотографии шли в архив, но мой архив и есть моя сила», - рассказывает Ромуальдас Пожарскис. Попадая в архив серия не заканчивается, она завершается, когда автор показал ее кому-то еще. Это выглядит, как некий ритуал, но с чувствами фотографа не поспоришь. Если серия закончилась внутри него, значит, больше не снимает. «В 84-м году мне предложили показать серию «Старые города Литвы» в Вильнюсе в Музее современного искусства. Я согласился, подготовил экспозицию буквально за неделю. И после этой выставки я почувствовал, что все, эта серия кончилась, потому что она уже экспонируется. И мне было жалко, что я эту выставку сделал, потому что еще несколько лет можно было бы работать... Поэтому когда я 7 лет снимал в Доме престарелых, я никому не показывал эти фотографии. Потом в 87-м году на прибалтийском биеннале «Янтарный край» я впервые показал эти фотографии и получил главный приз... а серия закончилась», - вспоминает фотограф. К своим зрителям Ромуальдас предъявляет серьезные требования и не скрывает этого, называя фотографию, которую он делает, классической музыкой. «Моя фотография как классическая музыка, чтобы ее слушать, нужно быть подготовленным. Есть джаз, поп, и много других направлений, но это классическая музыка. Поэтому зрителю надо немножко подготовиться, что этот мир будет серьезен, это все будет правдиво, это не будет отдыхом или легкой игрой», - предупреждает автор. Выставка «Большая форма. Документальная проза Ромуальдаса Пожерскиса» продлится в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве до 19 октября включительно. Подробности творческих встреч с фотографом можно найти на сайте www.lumiere.ru.