Удивительные машинки TobeUs впервые приехали в Россию
В павильоне Политеха на ВДНХ проходит выставка "100 людей — 100 идей". В качестве экспонатов выступают маленькие деревянные машинки всевозможных моделей. Это итальянский промышленный дизайнер Матео Раньи 7 лет назад предложил коллегам объединиться на почве любви к детским игрушкам и натуральным материалам. Созданный им проект TobeUs уже насчитывает 140 эксклюзивных моделей, спроектированных ведущими промышленными дизайнерами со всего мира. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM Есть как минимум три версии происхождения названия проекта. Первое расшифровывается как "To be usefull" — то есть, "быть полезным". Предполагалось, что игрушки, созданные из дерева, прослужат маленьким автолюбителям дольше обычных пластиковых аналогов. По второй версии название расшифровывается как "To be with Us" — то есть, "быть с нами", "играть с нами", чтобы дети и взрослые играли вместе. И третья версия, пожалуй, самая трогательная. Как рассказала российский куратор выставки, промышленный дизайнер Катерина Копытина, в тот момент, когда Матео создавал этот проект, у него родился сын Тобеа. Весьма вероятно, что именно в честь сына Раньи назвал проект по созданию маленьких деревянных авто для детей.
Автора проекта TobeUs очень волновало, что дети часто ломают игрушки и взрослым приходится постоянно покупать новые. Ведь даже не считая расходов родителей, для окружающей среды тонны пластика серьезный удар. Любопытно, что в родной Италии Матео Раньи стал популярен как раз благодаря изобретению из переработанного пластика. Вместе с другом-дизайнером Джулио Йакетти в 2001 году они выпустили коллекцию био-разлагаемых столовых приборов, за которую получили премию Compasso D'oro. Это своего рода Оскар в сфере дизайна. Позже в его карьере было еще много случаев сотрудничества с мировыми брендами, и в настоящий момент Матео Раньи один из самых известных итальянских промышленных дизайнеров. Но проектом TobeUs он занимается, как говорится, «для души». В 2008 году вместе с друзьями единомышленниками Матео создал первые пять машинок традиционных моделей — берлинская, романтическая, фургон, пикап и спортивная. Затем к проекту прибавились и другие известные авторы. Машинки отправились в путешествие по миру, и в каждом новом городе 10 местных дизайнеров создавали по 10 новых видов, которые также присоединялись к игрушечному братству TobeUs. За годы существования проекта Маттео Раньи удалось привлечь к изготовлению игрушечных автомобилей авторитетнейших дизайнеров. Среди них: Карим Рашид, Хайм Айон, Фабио Новембре, Лука Никетта, братья Кампана, Том Ковач, Марсель Вандерс, студия BargerOsgerby и многие другие известные бренды. 140 маленьких деревянных автомобилей — это не просто 140 авторов, но 140 идей и историй, связанных с этими, пусть крошечными, но все-таки изобретениями. Ведь чего здесь только не встретишь — от довольно стандартных грузовых и легковых моделей, то различных видов спецтехники - снегоуборочная машина, карета скорой помощи, ракета, самолет, автомобиль Формулы 1, инкассация, пожарная машина, мобильный дом, крепость и даже герой комиксов бэмент-мобиль. Во многих транспортных средствах уже находятся пассажиры — например, кролик, мышонок, акула, ежик. Поворотным шагом в развитии проекта стало изобретение популярного дизайнера Карима Рашида. Он спроектировал модель, силуэт которой вышел за пределы отведенного бруска. Если все предыдущие дизайнеры старались отсечь лишнее, то египетский автор показал, как можно использовать вырезанные части для увеличения объема автомобиля в пространстве. После этого появились авто с прицепом, машинка-пазл и изобретение российского автора Александра Каныгина — лифт. Его TobeUs-машинка выше всех остальных когда-либо созданных. Российский куратор выставки Катерина Копытина — профессиональный промышленный дизайнер. Её работы неоднократно выставлялись в рамках Миланской недели дизайна и на других престижных площадках, были опубликованы в ведущих профильных журналах. Катерина — автор известного светильника Light Bean, носимого платежного устройства Mobispot и гардероба в Гоголь-центре в Москве. Несколько лет назад Катерина проходила стажировку в дизайнерской команде Матео Раньи, так она и познакомилась с проектом TobeUs. Ее машинка в форме детской рогатки вошла в первую сотню деревянных объектов. Как часто бывает, именно благодаря личному знакомству молодого российского дизайнера с итальянским бюро, машинки TobeUs приехали в Россию. К этому времени детские деревянные авто успели побывать лишь в Нью-Йорке, Торонто и Бальцано. По сути, это только начало их большого путешествия по миру. В Москве к остальным машинкам из Италии, Канады и Америки добавились и модели от российских авторов. На выставке можно увидеть воплощенные идеи промышленных дизайнеров Ярослава Рассадина, Александра Каныгина, Максима Максимова, Ярослава Мисонжникова, Максима Шершнёва, а также студий FormBureau, PlanS23, Студии Артемия Лебедева и Mukomelov Studio. Изначально корпус каждого маленького автомобиля создавали из 16-сантиметрового бруска ливанского кедра, а колеса из красного дерева. Но затем в каждой новой стране четырехколесных героев начали изготавливать из типичного для конкретной местности материала. В России предсказуемо выбрали березу. Все образцы были выточены в мастерской Verstak вручную, не используя какого-либо покрытия, ни лака, ни масел. Поэтому все машинки на выставке имеют ярко выраженный запах древесины и приятны на ощупь. И несмотря на то, что все модели выполнены в единственным экземпляре, организаторы выставки разрешают посетителям, особенно детям, аккуратно прикоснуться к каждой машинке. Каждое воскресенье в полдень на выставке проходят мастер-классы для детей. Маленькие участники создают свои варианты моделей из специально заготовленных картонных наборов. А затем еще и разукрашивают их. Записаться на мастер-класс можно на официальном сайте Политехнического музея. Для посетителей выставки участие бесплатно. Выставка TobeUs проходит в Павильоне №26 на ВДНХ, это рядом с площадью Промышленности и всем известной ракетой. Экспозиция будет доступна до 19 июля. Фотографии с официальной страницы Политехнического музея.