Швейцарский шоколад Швейцарские часы Швейцарское искусство В Москве в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ) открылась выставка «Kulturprozent», на которой представлены работы швейцарских художников из коллекции Музея современного искусства Мигрос. Событие отмечено организаторами как центральное в рамках ежегодного Фестиваля коллекций современного искусства. Музей Мигрос был создан в 1996 году в Цюрихе на основе частной коллекции Готтлиба Дуттвайлера, владельца одноименной торговой сети в Швейцарии. Он поручил отчислять определенный процент от оборота компании Мигрос на финансирование Музея современного искусства. Так появилась инвестиционная программа «Kulturprozent», название которой было выбрано для выставки в Москве. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM «Получается, что этот музей не государственный, и не частный, а всеобщий, народный. Потому что финансируется он тем, что простые люди покупают молоко, хлеб, салфетки. Такие товары всегда нужны, поэтому финансирование стабильное и музей может постоянно развиваться, у них очень богатая коллекция», - рассказала на открытии выставки Кристина Хонеггер, атташе по культуре Посольства Швейцарии в Российской Федерации. В коллекции Музея современного искусства Мигрос около 500 экспонатов от художников со всего мира, и в большинстве своем это крупные, даже громоздкие инсталляции. В Москву привезли лишь те, что созданы швейцарцами и удобны в транспортировке. Значительная часть экспозиции была построена заново на месте, в ГЦСИ. Как рассказала российский куратор выставки Ирина Горлова, для восстановления существующего экспоната вовсе не обязательно приглашать самого автора, хотя это было бы лучшим вариантом. Но если произведение числится в конкретном собрании, то уже технический специалист музея выезжает на место проведения выставки и следит за тем, чтобы все было воссоздано по точным рецептам художника.
Джанни Мотти, Moneybox, 2009 В данном случае, правда, возникла проблема с объектом Валентина Коррона «Rance Club IV» (огромный, стилизованный под каменное сооружение крест, который перегородил большой выставочный зал ГЦСИ). Дело в том, что в России не используется материал, который предполагался художником. Этот состав организаторам с технической группой поддержки пришлось изобретать самостоятельно. В итоге, когда экспонат был уже готов, швейцарские специалисты потребовали его переделать, потому что он не соответствовал образцу. Российских и швейцарских искусствоведов рассудил автор объекта. «Ему отправили фотографию, он посмотрел и сказал, что это прекрасно, что это русский стиль, что каждый раз эта инсталляция в новой стране обретает свою новую версию», - рассказала Ирина Горлова.
Андрес Лутц и Андерс Гугисберг, I will Rest in Pieces, 2002 Rance Club IV представлял швейцарское искусство на Венецианской биеннале в прошлом году. В будущем, 2015-м от Швейцарии поедет другой участник выставки в Москве – Памела Розенкранц, а пока столичная публика может попробовать расшифровать ее работу под названием "The Wild Blue Me", в которой делается отсылка к знаменитому синему цвету Ива Кляйна, ставшему символом целой эпохи и одновременно успешной торговой маркой. В коллекции Мигрос находятся произведения, как известных мастеров, так и совсем молодых авторов. Музей часто идет на встречу художнику, поддерживая довольно смелые и масштабные проекты. Так же и на выставке «Kulturprozent» представлены работы, и более, и менее знакомых художников: «Стремянка» Урса Фишера, фотографии Фишли и Вайса, архивное видео перфомансов Романа Зигнера, однодолларовый вихрь под названием Moneybox от Джанни Мотти, поющий человек в аудиоколонке Лутца и Гуггесберга, интерактивная инсталляции Уго Рондиноне "Dog Days Are Over". Куратор выставки Ирина Горлова обратила внимание на то, что многие художники хорошо известны в России, но не всем понятно, что они швейцарцы, потому что фамилии одних отражают принадлежность к Франции, а других – к Германии. Швейцария - мультикультурная страна, напоминает куратор, и там проживают вместе четыре нации, которые соответственно говорят на своих родных исторических языках. Однако, по мнению искусствоведа, представленную выставку швейцарского искусства сложно назвать мультикультурной, это цельное явление, которое выросло на традициях искусства конца XX века и на опыте дадаизма (авангардистского течения начала прошлого века). «Но их нельзя назвать неодадаистами, напротив, это довольно расчетливое, продуманное искусство, и вся случайность, коллажность имеет под собой интеллектуальную базу», - пояснила куратор.
Уго Рондиноне, Dog Days Are Over, 1996 Помимо упомянутой трактовки, название выставки «Kulturprozent» говорит еще и о желание организаторов выделить из всего того, что известно российскому зрителю о Швейцарии (банки, часы, шоколад), знания о культуре, определить существующий процент этих знаний. Сформировать собственное представление о современном швейцарском искусстве все желающие смогут
до 5 октября, посетив выставку произведений из собрания Мигрос, экспонаты которого впервые оказались в России.