Выставка «Шнитке/Schnittke»
15 апреля 2015 г.
В Музее Прокофьева в Москве теперь можно увидеть выставку «Шнитке / Schnittke», подготовленную в честь 80-летия со дня рождения одного из самых выдающихся композиторов XX столетия — Альфреда Шнитке. Впервые она была показана в декабре прошлого года на родной земле музыканта в Саратове, и теперь переехала в столицу до 30 июня. В экспозиции более двухсот редких экспонатов из фондов российских музеев и частных коллекций: письма, архивные фотографии, партитуры с автографами известных исполнителей произведений Шнитке, дневниковые записи и даже личные вещи маэстро — книги, четки, иконы. После завершения выставка будет перевезена в Германию, где композитор провел последние годы жизни. Время культуры на радио «Благо» — 102,3 FM 102,3 FM
Выбор места проведения выставки в Москве не случаен, объяснили организаторы. По словам Владимир Лисенко, директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки, двух композиторов связывает очень многое. Альфред Шнитке с большим уважением и интересом относился к творчеству Сергея Прокофьева, изучал его произведения, вспоминал композитора в своих дневниках и работах, подготовил крупное исследование, посвященное соотечественнику. В залах Музея Сергея Прокофьева, что в Камергерском переулке, и расположилась выставка-посвящение. Яркий композитор, известный теоретик искусства, педагог, тонкий философ и мыслитель — ответить для себя на вопрос, кем же бы Альфред Шнитке, сможет каждый посетитель. Ведь экспозиция выстроена таким образом, что раскрывает личность Альфреда Гарриевича с разных сторон. Например, сложно представить себе Шнитке без его теоретических, философских трудов и театральных работ. Потому в одном разделе говорится о музыке (сочинения Шнитке, например, партитура к опере Джезуальдо, впервые исполненная Ростроповичем с его личными пометками, фотографии с музыкантами Гринденко, Башметом), а в другом — о слове (цитаты автора, его литературные и философские тексты). Работа Альфреда Шнитке в театральных жанрах представлена афишами, эскизами костюмов и декораций к спектаклям, фотографиями (например с репетиции с Юрием Любимовым в «Таганке»). Особый трепет вызывают личные вещи Альфреда Гарриевича: очки, четки, молитвенник, колокол, издания из личной библиотеки. По словам супруги композитора Ирины Шнитке, последняя прочитанная им книга была автобиография Сальвадора Дали, которую также показывают посетителям музея. Благодаря мультимедийным панелям посетители могут глубже погрузится в изучение отдельных теоретических статей и музыкальных произведений Шнике, посмотреть воспоминания о композиторе его современников и близких друзей в фильме-эссе «Шнитке/2014», послушать сочинения автора в исполнении оркестра под управлением Юрия Башмета. Но даже если не прибегать к дополнительным устройствам, музыкальная интонация пронизывает каждый уголок Музея Прокофьева и следует за каждым гостем буквально по пятам. Сопровождает зрителей по залам и голос самого композитора из видеохроники. Разумеется нельзя сказать, что наследие композитора-философа впервые открыто широкой публике. В Москве существует Институт музыки имени Шнитке и единственный в мире Музей Альфреда Шнитке. В Шнитке-центре было подготовлено и выпущено в свет более десяти изданий памяти музыканта. Но организаторы выставки настаивают: столь крупную и полную экспозицию удалось собрать впервые, причем с немалым трудом. Что не удивительно, ведь при жизни Шнитке не занимался накопительством, «это был человек особого склада характера», подчеркивает инициатор проекта Михаил Брызгалов, руководитель департамента культурного наследия Министерства культуры России. В период работы выставки в пространстве Альфреда Шнитке будут проходить лекции о творчестве композитора, концерты и Дни открытых дверей Института музыки, рассказала профессор учебного заведения Елена Долинская. Выставка продолжит свою работу до 30 июня в Музее С.С. Прокофьева по адресу: Москва, Камергерский переулок, д. 6. Подробнее о мероприятиях на сайте.